Назад
Как развить в сотрудниках креативность
Существует миф о существовании некой «творческой личности», которая бывает присуща одним и не присуща другим. Однако никаких научных подтверждений тому нет. Практически в каждом человеке можно развить креативность. Давайте посмотрим, как это делают руководители компаний из различных отраслей
Практика компаний
Креативность представляет собой навык, который можно развивать, и процесс, которым можно управлять. При этом не следует забывать, что творчество начинается с основ знаний, изучения дисциплины и овладения приемами креативного мышления.
Информационные технологии
ИТ-директор крупной производственной компании часто проводит обучающие тренинги для сотрудников. Рассказывает им, что такое креативность и почему она важна. В решении сложных задач он использует:
— теорию решения изобретательских задач, целью которой является поиск алгоритма, который позволяет максимально быстро найти решение с самым высоким КПД;
— метод мозгового штурма — суть его заключается в получении наибольшего количества предложений в ходе обсуждения в оперативном режиме;
— метод обратного мозгового штурма — когда участники обсуждения бывают уже утомлены, то вместо отличных идей для достижения цели или улучшения процесса их просят предложить, как подорвать процесс или сделать достижение цели невозможным;
— техники задавания вопросов – превосходное средство решения задач, особенно для стратегической сессии.
Машиностроение
В одном из крупнейших производственных машиностроительных холдингов для того, чтобы повысить креативность работников, дважды в день проводятся 15-минутные кофе-брейки (с утра и ближе к концу дня). На них сотрудники в неформальной обстановке совместно решают сложнейшие задачи. Также в компании организуют дискуссионные клубы для обсуждения различных тенденций дальнейшего развития компании.
Фармацевтическое производство
Технический директор другой производственной компании определяет предрасположенность к креативному мышлению простым вопросом: «Что вы любили в школе больше: геометрию или алгебру?» Если сотрудник предпочитает геометрию, значит, у него развито пространственное мышление и объемное воображение. Если алгебру, то это наверняка исполнитель, и ему дольше придется развивать творческий подход.
Телеком
В одной из топ-телекоммуникационных компаний развивают креативность сразу в трех направлениях: люди, обучение и создание банка идей. Самым действенным инструментом является банк идей, который связан с клиентским опытом. Каждый сотрудник компании имеет возможность предложить инициативу любого рода и отправить ее в банк идей. За год в нем накапливается более 3 тыс. идей. Использование банка идей значительно способствует повышению вовлеченности персонала и расширению списка возможностей.
Авиапромышленность
Руководство крупной производственной компании, руководствуясь стремлением создать условия для проявления креативности инженерами, организовало семинар о методах инновационного мышления и творчества. Инженеров вооружили навыками того, как необходимо правильно:
выявлять имеющиеся потенциальные проблемы;
проводить мозговой штурм;
вводить новшества для решения проблем, внедрять идеи;
признавать важность творчества и инноваций, чтобы создать максимально эффективную и действенную рабочую среду.
Логистика
В международной логистической компании вице-президент по маркетингу задачу добиться командного подхода к работе не только у сотрудников маркетингового отдела, но и у смежных подразделений решил следующим образом. Он стал проводить совещания по стратегическому планированию, чтобы обсуждать с сотрудниками будущее развитие компании. При этом был использован ряд методик:
оценочный опрос — руководитель изначально определяет, что он хочет оценить: обратную связь, видение дальнейших действий для повышения эффективности работы и т.д.;
диалог World Cafe — технология делового разговора в открытой и непринужденной атмосфере. Как правило, участники собираются за несколькими круглыми столами для обсуждения конкретного вопроса, а по истечении заданного времени меняются столами. Подобный формат дает возможность максимально вовлечь в обсуждение и располагает к открытому диалогу;
рисунки — члены команды графическим способом изображают свои идеи, чтобы более четко сфокусировать их и наметить общий стратегический план.
22.06.2020
17:08
936